Как работает автоматическая коробка передач.
Эта статья посвящена принципам работы АКПП. Мы начнем с ключевого механического решения – планетарная передача. Затем рассмотрим, из чего состоит автомат, познакомимся с его управлением и обсудим нюансы процесса управления АКПП.
Овердрайв
По определению овердрайв, в переводе повышенная передача, имеет выходную скорость выше, чем входную. Увеличение скорости – противоположность понижению. В данном типе трансмиссии выбор овердрайва приводит к двум результатам одновременно. В статье «Как работают гидротрансформаторы» мы останавливаемся на блокировке гидротрансформаторов. Для увеличения КПД многие машины используют механизм, который блокирует гидротрансформатор таким образом, что крутящий момент двигателя напрямую идет к трансмиссии.
Для данной трансмиссии в режиме овердрайв вал, прикрепленный к корпусу гидротрансформатора (который жестко соединен с маховиком двигателя), соединяется фрикционом с водилом сателлитов. Малая солнечная шестерня свободно вращается, а большая удерживается в покое тормозной лентой овердрайва. С гидротрансформатором нет соединения; входной крутящий момент идет от корпуса гидротрансформатора. На этот раз при входе на водило, зафиксированной солнечной передаче и коронной шестерне на выходе получаем следующую формулу передаточного соотношения К:
К = 1 / (1 + S/R) = 1 / ( 1 + 36/72) = 0.67:1
Таким образом, выходной вал крутится на один оборот за 2/3 оборота входного. Если двигатель работает при 2000 об/мин, то выходная частота вращения будет 3000 об/мин. Это позволяет машине лететь по трассе тогда, когда сам двигатель работает медленно и спокойно.
Передвиньте рычаг АКПП, чтобы увидеть распределение мощностных потоков.
Задняя передача
Reverse (задняя передача) очень напоминает первую передачу, но только вместо малой солнечный шестерни большая приводится в движение турбиной гидротрансформатора, а малая свободно вращается в противоположном направлении. Водило сателлитов удерживается тормозной лентой заднего хода вместе с корпусом гидротрансформатора. Получаем формулу:
К = -R/S = 72/36 = 2.0:1
Итак, передаточное число заднего хода немного меньше числа первой передачи.
Передаточные числа
Наши трансмиссия имеет 4 передачи вперед и одну передачу назад. Давайте подведем передаточные числа, входные и выходные части в таблицу:
Передача | Вход | Выход | Фиксированно | Передаточное число |
1я | солнце 30 зубьев | корона 72 зуба | водило сателлитов | 2.4:1 |
2я | солнце 30 зубьев | водило сателлитов | корона 36 зубьев | 2.2:1 |
водило сателлитов | корона 72 зуба | солнце 36 зубьев | 0.67:1 | |
Итого 2-я | 1.47:1 | |||
3-я | 30- и 36-зубьевые солнечные шестерни | корона 72 зуба | 1.0:1 | |
Овердрайв | водило сателлитов | корона 72 зуба | солнце 36 зубьев | 0.67:1 |
Реверс | солнце 36 зубьев | корона 72 зуба | водило сателлитов | -2.0:1 |
Прочитав эти части, Вы, наверное, задаете себе вопрос, как разные передачи включаются и выключаются. Это делается набором фрикционов и тормозных лент трансмиссии. В следующей части посмотрим, как именно.