Как работают автоматические коробки передач с двойным сцеплением

Трансмиссия автомобиля до недавнего времени делилась на два типа: механика, которая требует от водителя при выборе следующей передачи выдавливать педаль сцепления и перемещать рычаг КПП, и автоматическая, которая делает самостоятельно всю работу за водителя при помощи гидротрансформатора и набора планетарных передач. Теперь появилось промежуточное решение, вобравшее в себя лучшее из двух вышеупомянутых концепций – трансмиссия с двойным сцеплением



Водители могут также выбрать полностью автоматизированный режим, который передает все заботы о переключении передач компьютеру. В этом режиме ощущение от работы автоматической коробки передач с двойным сцеплением очень напоминает обычный автомат. Из-за того, что коробка передач с двойным сцеплением заранее выбирает следующую передачу, уменьшается толчок переключения передач. Еще важно заметить, что переключение передач происходит под нагрузкой, что означает постоянный поток мощности от двигателя на колеса.

Изящная двухвальная конструкция, разделяющая четные и нечетные передачи, делает это все возможным. Рассмотрим работу этих валов подробнее.

Валы автоматической коробки передач с двойным сцеплением
Двойной вал – сердце автоматической коробки передач с двойным сцеплением. В отличие от обычной механики, которая зацепляет все шестерни на один входной вал, автоматическая коробка передач с двойным сцеплением размещает четные и нечетные передачи на разных валах. Как такое возможно? Внешний вал делается полым, что позволяет разместить внутри него внутренний вал. Внешний полый вал подает мощность от двигателя на шестерни 2-й и 4-й передач, тогда как внутренний вал питает 1-ю, 3-ю и 5-ю.

Диаграмма ниже показывает устройство типичной 5-ступенчатой автоматической коробки передач с двойным сцеплением. Обратите внимание, что одно сцепление контролирует 2-ю и 4-ю передачи, а другое независимое сцепление – 1-ю, 3-ю и 5-ю. Это решение позволяет молниеносно переключать передачи и поддерживать постоянный поток мощности от двигателя на коробку. Стандартная механика не может этого делать, потому что она использует один вал для четных и нечетных передач.





Многодисковые сцепления
Автоматическая коробка передач с двойным сцеплением обходится без гидротрансформатора. Вместо этого используются мокрые многодисковые сцепления. \"Мокрое\" сцепление означает, что оно работает в масляной ванне для смазки рабочих компонентов с целью снижения трения и ограничения выделения тепла. Существуют версии сухих сцеплений, но все производители автоматической коробки передач с двойным сцеплением используют мокрое решение.





Аналогично гидротрансформатору влажные многодисковые сцепления используют гидравлическое давление для включения. Когда сцепление включено, гидравлическое давление внутри поршня разжимает пружины, что приводит к прижиманию набора дисков сцепления к фиксированной пластине давления. Фрикционные диски имеют зубцы по внешнему диаметру размером и формой с пазами внутри барабана сцепления. В свою очередь барабан сцепления соединен с набором шестерней, который получит крутящий момент. Автоматическая коробка передач с двойным сцеплением Audi использует комбинацию витых и диафрагмовых пружин в многодисковых сцеплениях.